Главная » Статьи » Мои статьи |
Поэтому всем, кто под В своей практике я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда я оказывался первым человеком, заглянувшим внутрь компьютера или ноутбука за 5 лет, которые прошли после его покупки. И заглядывал я туда потому, что мне принесли неработающий или почти неработающий компьютер, который греется, перезагружается, тормозит и т.п.. Техническое обслуживание компьютеровНа самом деле материал данной статьи не ограничивается одной лишь чисткой компьютера от пыли - просто это та тема, которую все будут искать в сети интернет и задавать вопросы поисковикам. В данной статье подробно описан весь процесс регулярного технического обслуживания компьютера. Процесс технического обслуживания компьютера я изложу по пунктам от простого к сложному. Если вы совсем новичок, не уверены в своих силах и боитесь что-нибудь сломать, то можно вполне ограничиться первыми двумя пунктами, они достаточно просты. Этого минимума вполне достаточно, чтобы продлить жизнь компьютеру и это уж точно лучше для ПК, чем если совсем ничего не делать. Пункт #1: Удаление пыли ![]() ![]() Начинается процесс технического обслуживания с самой простой и доступной задачи: удаления пыли. Компьютер отключается от сети и внешних устройств. После отключения следует нажать один раз кнопку включения на системном блоке - это снимет остаточный заряд в системе питания компьютера. Снимается левая крышка системного блока. Внутренние стенки системного блока можно протереть тряпкой. Для удаления пыли с комплектующих (видеокарта, жёсткий диск и прочее) лучше купить кисть с длинным мягким ворсом (в строительном магазине, например), так как тряпкой можно повредить бескорпусные элементы на платах или ещё что-нибудь задеть. Ноутбуков этот пункт не касается, т.к. в отличие от системного блока, вскрытие корпуса ноутбука - задача довольно сложная и требующая опыта. Поэтому с ноутбуком лучше пойти к специалисту. Я вкратце опишу ТО ноутбуков в конце этой статьи. Пункт #2: Очиска системы воздушного охлаждения ![]() Вторым пунктом чистки компьютера является система охлаждения. Самой неприхотливой и простой системой охлаждения является воздушная. Поэтому распространена она повсеместно. Так как система охлаждения обеспечивает ток воздуха в системном блоке, она собирает на себя порой гигантское количество пыли (см.фото сверху). Ещё одной проблемой является шум. Пыль и тут играет свою роль. Дело в том, что частички пыли оседают на лопостях вентилятора неравномерно, поэтому при вращении появляются разбаланс и вибрация. Через некоторое время вслед за вибрацией появляется гул, так как из-за вибрации начинает изнашиваться подшипник вентилятора, появляется люфт. Из-за этого вибрация усиливается и получается замкнутый круг. Из-за люфта плавность хода вентилятора снижается, снижаются и его характеристики. Охлаждение снижается, температура растёт. Как правило, вентилятор (независимо от способа установки) снимается достаточно просто. Главное, как и везде, обходиться без фанатизма и не прилагать излишних усилий. Подключается к системе питания вентилятор и того проще - при помощи разъёма, на котором есть ![]() Вентиляторы нужно снять, протереть их лопасти тряпкой. Также следует протереть от пыли то место, где был установлен вентилятор (стенка корпуса, радиатор). Пыль с радиатора следует удалять кистью или воздухом, особенно если нет задачи снимать его! Пункт #3: Смазка системы воздушного охлаждения После демонтажа вентилятора и его очистки, необходимо смазать его подшипник. Для этого на подавляющем большинстве радиаторов предусмотрено технологическое отверстие на задней стенке, закрытое пробкой и заклеенное наклейкой. Наклейку нужно снять, а пробку вынуть. ![]() ![]() ![]() Смазку желательно использовать качественную и не жидкую, но за неимением лучшего можно пользоваться обычным бытовым техническим маслом (как на фото), доступным в любом бытовом магазине. Минус у такой смазки один - оно жидкое и надолго в смазываемом узле не задержится. После смазки нужно покрутить крыльчатку фентилятора, подвигать её вдоль оси вверх-вниз, чтобы смазка распределиласть равномернее. Затем собрать вентилятор и поставить его на место. Пункт #4: Минимизация попадания пыли Чтобы система охлаждения работала эффективно, необходимо создать внутри корпуса воздушную тягу и направлять воздушный поток. Если корпус напоминает дырявый мешок, то ничего не выйдет. Поэтому надо лишние (не участвующие в токе воздуха) отверстия закрыть. Я использую скотч и тонкий картон. ![]() ![]() ![]() Всё, что я напишу далее, требует навыков и аккуратности. Поэтому оставшийся пункт стоит выполнять только тогда, когда вы уверены в том, что у вас всё получится. Подход Пункт #5: Тех.обслуживание комплектующих Основной трудностью обслуживания комплектующих является необходимость их демонтажа с материнской платы (корпуса системного блока) и разборки. Замена термопасты предполагает демонтаж радиатора, зачистка контактных площадок предполагает демонтаж платы управления и т.п.. Всё это необходимо не только снять, но и правильно поставить на место. Поэтому следует руководствоваться принципом - Про демонтаж процессорного радиатора и замену термопасты я уже писал в этой статье, так что повторяться не буду. Про чистку DVD-привода я тоже уже писал. Расскажу про один интересный момент, о котором не все знают. У большинства комплектующих есть контактные площадки. У DVD-приводов и HDD-дисков при помощи контактных площадок соединяются платы управления и механизмы, которыми эти платы управляют. Такое соединение со временем теряет надёжность из-за того, что контактные площадки окисляются. Это может привести к различным последствиям (в HDD-дисках по такой схеме передаются данные с диска на плату и обратно). Чтобы исключить возможный риск, контактные площадки необходимо чистить от окислов. Делается это обычным школьным ластиком (никакой наждачной бумаги и прочих вещей!). Обратите внимание на фото ниже: на первом фото очищены лишь контакты питания двигателя HDD-диска (3 шт.), на втором фото очищены все контакты. Разница весьма заметна. ![]() ![]() Таким же образом (ластиком) следует чистить контакты плат оперативной памяти и вообще всех плат расширения. Не забывайте только удалять крошку от ластика с контактов после чистки (например, ватной палочкой, смоченной в спирте). Тех.обслуживание ноутбуковТех.обслуживания ноутбука - вещь простая и одновременно очень сложная. Внимания требуют всего три вещи:
Но чтобы добраться до этого надо в прямом смысле разобрать весь ноутбук. А это десятка два мелких болтов разной длины, мелкие и короткие шлейфы, пластиковые защёлки и прочая неудобная фигня. Причём разборка каждой модели - штука в половине моментов индивидуальная. Поэтому я и посоветовал отнести ноутбук в сервис. Если вы всё-таки решили ноутбук разобрать и разобрали, то всё, что вам нужно - это щётка (я использую зубную) для чистки радиатора, термопаста и смазка. Все манипуляции описаны выше. Откручиваете радиатор, меняете термопасту, смазываете вентилятор и собираете всё это обратно. ![]() ![]() ![]() ![]() Иногда (редко) попадаются вентиляторы без отверстий для смазки подшипников. Варианта может быть два:
Вообще крыльчатка на магнитной подушке держится за счёт магнитной силы и при приложении некоторого усилия снимается, а у стандартноых вентиляторов крыльчатку всегда держит стопорное кольцо, но я мало сталкивался с вентиляторами без отверстий и не могу дать чётких рекомендаций по определению того, что же всё-таки перед вами. Тем более не могу советовать прилагать к вентилятору усилия, т.к. в ноутбуках они достаточно маленькие и хрупкие, так что запросто можно сломать. Поэтому экземпляры без отверстий не стоит трогать, если нет острой нужды. Однажды мне принесли ноутбук, вентилятор которого сильно шумел. Выяснилось, что это не только из-за пыли, но также из-за его изношенности. Выхода было два - ничего не делать и делать хоть чего-нибудь. Поэтому я проделал отверстия в крышке крыльчатки и залил туда смазки. Вентилятор ![]() Так что если нужда всё же есть, можно попробовать сделать отверстие и смазать, тем более смазка не испортит механизм на магнитной подушке, если он там всё же окажется. | |
Просмотров: 378 | |
Всего комментариев: 0 | |